Качество российской переработки нефти далеко от идеала. Еще в декабре министр энергетики России Сергей Шматко раскритиковал качество российской нефтепереработки и предостерег нефтяников, которые не спешат вкладывать средства в модернизацию своих НПЗ.
Как известно, в настоящее время нефтяникам выгоднее поставлять на экспорт мазут, а не продукты глубокой нефтепереработки. Причина - размер экспортных пошлин на высококачественное моторное топливо превышает пошлины на темные нефтепродукты. В результате нефтяники не имеют экономических стимулов к улучшению качества продукции. Поэтому Минэнерго планировало выровнять таможенные пошлины на светлые и темные нефтепродукты, чтобы стимулировать модернизацию и повысить бюджетную эффективность экспорта.
Однако данное решение было отложено под давлением ряда российских нефтяных компаний. Это не значит, что правительство отказалось совсем решать эту проблему.
Так, согласно последней инициативе вице-премьера РФ Игоря Сечина, в лицензионных соглашениях на добычу нефти вскоре могут появиться пункты об обязательной переработке части добытого сырья. Кроме того, у поставок нефти для переработки будет приоритет перед экспортом. Эту льготу правительство хочет распространить не только на российские НПЗ, как предлагала антимонопольная служба, но и на зарубежные заводы, в которых есть доля россиян (не меньше блокпакета).
Одобрен и план по налоговому и таможенному стимулированию производства продуктов более высокого качества.
В феврале в дискуссию по проблемам нефтепереработки вылилось посещение президентом России Омского НПЗ "Газпром нефти". Как заявил глава компании А.Дюков, "при существующей разнице в ставках экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты эффективность инвестиций в глубокую переработку составляет 10-15%, а в первичную перегонку на мини-НПЗ - 30-35%, поэтому инвестировать в глубокую переработку стимула нет".
Хотя крупнейшие российские нефтяные компании признают необходимость технологического обновления, чтобы покрыть растущий спрос на качественное моторное топливо в России, снизить издержки и повысить конкурентоспособность нефтепродуктов на внешних рынках, но их сдерживает невысокая эффективность инвестиций в глубокую переработку, неосведомленность о будущем предложении на рынке, отсутствие гарантий возврата вложений.
Эксперты отмечают, что вместе с тем нельзя ждать, пока перечисленные препятствия будут сняты, и постоянно откладывать введение стимулирующих мер (техрегламент по качеству топлива, выравнивание пошлин), учитывая неготовность некоторых крупных игроков. Надо формировать рынок, чтобы он соответствовал требованиям времени. В конце концов, концентрируясь на экономике (выгода компаний, эффективность для бюджета), нельзя забывать, что ключевой задачей модернизации является улучшение экологической обстановки. И здесь уже идут необратимые процессы.
Среди предприятий, которые последние годы, не дожидаясь введения жестких требований техрегламента, активно инвестировали в нефтепереработку, на слуху "ЛУКОЙЛ" (Пермнефтеоргсинтез", НОРСИ), "Газпром нефть" (Омский НПЗ), "Славнефть" ("Ярославнефтеоргсинтез", ТНК-ВР (Рязанский НПЗ).
В этом ряду и группа уфимских НПЗ. Так, средняя глубина переработки на уфимских заводах - около 83%, что почти на 10% превышает средний российский уровень. Теперь уфимские заводы вошли в состав АНК "Башнефть", которая после перехода под контроль АФК "Система" стала центром формирования новой крупной вертикально интегрированной нефтяной компании. Как известно, перерабатывающие мощности АНК "Башнефть" превышают возможности собственной добычи, что позволяет ей стать ключевым звеном в реализации государством мер, обязывающих нефтедобывающие компании перерабатывать определенную часть сырья.
Надо заметить, несмотря на перенос ввода в действие техрегламента по качеству топлива, в Уфе не прекращается модернизация НПЗ. Только в 2009 году на эти цели было направлено 6,3 млрд рублей. Например, на "Уфанефтехиме" в минувшем году было завершено строительство комплекса замедленного коксования, увеличивающего глубину переработки от 5 до 17% (в зависимости от загрузки завода). Также здесь запущена установка производства водорода, позволяющая вырабатывать больше светлых нефтепродуктов. Была завершена реконструкция установки гидроочистки 24/7, и теперь "Уфанефтехим" начал на постоянной основе вырабатывать значительное количество дизельного топлива, соответствующего нормам Евро-5 (содержание серы 0,001%).
На Ново-Уфимском НПЗ в минувшем году на блоке гидроочистки дизтоплива была проведена замена каталитической системы с монтажом дополнительного реактора и загружен высокоэффективный пакет катализаторов для выработки дизельных топлив класса Евро-5.Также была проведена модернизация установки АГФУ-l, что позволит повысить октановое число выпускаемого бензина.
Не остается в стороне и старейший Уфимский НПЗ. При общем росте переработки сырья в 2009 году на 8%, производство бензинов всех марок здесь увеличилось на 14%.